VI съезд Компартии Кубы: курс на сохранение социализма с национальной спецификой

Збигнев Ивановский, ИЛА
С 16 по 19 апреля 2011 г. на Кубе после 14-летнего перерыва состоялся очередной форум коммунистов. Символически съезд был приурочен к 50-летней годовщине событий на Плайя-Хирон, где потерпели сокрушительное поражение противники революции, организованные и финансированные Соединёнными Штатами. Именно после этого руководство страны стало позиционировать Кубу как осаждённую крепость, было объявлено о социалистическом характере революции и сформировался нынешний режим личной власти, основанный на господстве однопартийной системы, марксистко-ленинской идеологии и полном контроле государства над экономикой и общественной жизнью. Военный парад и массовая демонстрация в честь знаменательной годовщины продемонстрировали приверженность кубинского народа идеалам социализма.

Перед страной была поставлена задача выработать стратегию дальнейшего развития. В ноябре 2010 г. для широкого обсуждения были представлены «Основные направления экономической и социальной политики партии и революции». С декабря прошлого по февраль нынешнего года в трудовых коллективах и по месту жительства прошло 163 тысячи открытых партийных собраний, в которых приняло участие практически всё взрослое население страны (8,9 из 11,2 млн человек). По итогам обсуждения были внесены существенные изменения в текст документа, число тезисов возросло с 291 до 311, при этом только 94 пункта не подверглись редактированию. Проект также обсуждался на очередной сессии Национальной ассамблеи народной власти в декабре 2010 года. В марте 2011 г он был утверждён на заседании политбюро партии и исполкоме Совета министров с участием секретариата ЦК, руководства Профцентра трудящихся Кубы, Союза молодых коммунистов и других массовых организаций.

Более половины предложений касались изменений в социально-экономической политике, в первую очередь, предлагаемой правительством постепенной отмены карточной системы. Распределение основных продуктов питания и товаров первой необходимости было введено вскоре после революции. В условиях крайне низкого уровня доходов эта мера до настоящего времени гарантирует значительной части кубинцев, не получающих переводов из-за рубежа и не имеющих дополнительных доходов, возможность физического выживания. В то же время обеспечение всего населения товарами по субсидируемым ценам ложится тяжелым бременем на государственный бюджет, вызывает иждивенческие настроения, порождает спекуляцию и обширный чёрный рынок, приводит к полному отсутствию материальной заинтересованности и не отражает реальный трудовой вклад работника.

Утвержденная съездом постепенная отмена распределительной системы рассматривается в качестве одной из основных мер по искоренению глубоких деформаций в функционировании экономики и общества в целом. В дальнейшем предполагается ликвидировать параллельную денежную единицу (абсолютное большинство граждан получает заработную плату в кубинских песо, однако вынуждено покупать все товары, не входящие в минимальную потребительскую корзину, за т.н. конвертируемые песо, полученные в результате обмена иностранной валюты). Как было заявлено в выступлении Рауля Кастро, отныне социальные субсидии будут носить адресный характер и охватывать только остро нуждающихся граждан. В то же время сохраняются бесплатное образование и здравоохранение, система социальной защиты. Государство и впредь будет заниматься развитием физической культуры и спорта, охранять культурное наследие и обеспечивать дальнейшее развитие науки, культуры и искусства. При этом руководство страны однозначно высказывается против шоковой терапии, предлагаемые меры будут водиться в жизнь в течение ближайших пяти лет.

Съезд продолжил курс на рационализацию использования рабочей силы. Ранее было принято решение сократить государственный сектор на 500 тыс. чел. в течение полугода (в течение ближайших трех лет эта цифра могла составить от 1 до 1,5 млн) и предоставить им возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Тем не менее, эта мера оказалась достаточно болезненной, темпы сокращения штатов замедлились. С октября 2010 г. по конец апреля 2011 г. самостоятельными работниками стали 200 тыс. человек, даже при таких темпах число лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, удвоилось. 68,3% получивших лицензию на индивидуальную трудовую деятельность в течение октября — января составляют бывшие безработные. Многие граждане из-за высоких налогов, отсутствия сырья и материалов и многочисленных бюрократических проблем отказываются от полученных лицензий.

Для повышения эффективности сельского хозяйства и смягчения продовольственной проблемы крестьяне получат в аренду сроком на 10 лет необрабатываемые плодородные земли. Съезд продолжил линию на снятие необоснованных ограничений и разрешил кубинским гражданам покупку и продажу квартир и автомобилей, открывается возможность предоставления кредитов лицам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью и всему населению в целом.

Как было отмечено на форуме, рост негосударственного сектора экономики отнюдь не означает приватизации общественной собственности. Его цель — способствовать строительству социализма, дать возможность государству сосредоточиться на повышении эффективности основных средств производства и освободиться от деятельности, не являющейся стратегической для страны.

В обсуждавшемся проекте основных направлений не нашли отражения 45 предложений, допускавших концентрацию собственности, частичную приватизацию, создание мелких и средних частных предприятий, расширение возможности найма рабочей силы и внутреннего рынка, которые, по мнению нынешнего руководства, противоречат сущности кубинской модели социализма.

Рационализация экономики предполагает ослабление чрезмерной централизации, начиная с правительства и заканчивая местной администрацией, постепенное повышение автономии социалистических предприятий. Первостепенная роль сохраняется за планированием, хотя и не игнорируются тенденции развития рынка, позволяющие сделать план более гибким и вносить в него изменения. В течение двух последних лет проводились исследования, касающиеся совершенствования функций и структуры руководящих органов различного уровня, в этом же ключе можно рассматривать и изменение административно-территориального деления страны и создание двух новых провинций — Майабеке и Артемиса.

Важная роль в обеспечении эффективности управления, подготовки и повышения квалификации кадров отводится партийным школам различного уровня, которые должны внести необходимые изменения в программы обучения и тесно сотрудничать с профессиональными организациями, в частности, с Национальной ассоциацией экономистов и бухгалтеров.

Для контроля над воплощением в жизнь намеченных преобразований, координации деятельности всех структур и внесения необходимых изменений в основные направления развития создаётся специальная правительственная комиссия, непосредственно подчиняющаяся председателю Государственного совета и Совета министров. В обязанности входящего в её состав специального юридического подразделения входит разработка законодательства, обеспечивающего осуществление намеченных реформ.

В условиях корректировки социально-экономической модели первостепенное значение в разъяснении проводимой политики и освещении хода преобразований имеют средства массовой информации, работа которых подверглась резкой критике. СМИ обвинялись в формализме, триумфализме, поверхностности и скучности многих материалов. Одновременно отмечалось, что журналисты не имеют доступа к необходимой информации, к специалистам и должностным лицам, отвечающим за соответствующие проблемы.

В новых условиях ЦК партии действительно должен стать высшим руководящим органом в период между съездами, осуществлять широкий контроль над воплощением в жизнь разработанной съездом программы экономического и социального развития, кадровой политики и идеологической работы. В дальнейшем пленумы ЦК должны проводиться, по меньшей мере, два раза в год, и превратиться в форумы для обсуждения назревших проблем.

Продолжится практика еженедельных совместных заседаний политбюро и исполкома Совета министров, равным образом как и участия в ежемесячных заседаниях Совета министров в качестве приглашенных членов политбюро и секретариата, Государственного совета, руководства Национальной ассамблеи народной власти, Профцентра трудящихся, Союза молодых коммунистов и других массовых организаций, первых секретарей провинциальных комитетов партии и председателей советов администрации провинций. В рамках децентрализации предполагается четче разграничить полномочия в финансовой и бюджетной сфере Национальной ассамблеи и местных органов народной власти за счет большей автономии последних, ограничение сроков полномочий должностных лиц требует внесения соответствующих изменений в избирательное законодательство.

Другие изменения в партийной жизни предполагают покончить с поверхностностью и формализмом в идеологической работе, сократить количество бесчисленных продолжительных собраний и заседаний в рабочее время. Признана ошибочной и практика назначения на любые руководящие должности исключительно членов партии и коммунистической молодежи.

На съезде была изложена и точка зрения кубинского руководства на современное положение в мире. В докладе Р. Кастро говорил о том, что мировой экономический кризис носит системный характер, его последствия ложатся на плечи трудящихся в развитых и особенно в развивающихся странах, рост цен на нефть и продовольствие приводит к крайней бедности сотни миллионов людей. Индустриально развитые государства обвиняются в отсутствии политической воли, направленной на предотвращение нежелательных климатических изменений и надвигающейся экологической катастрофы.

По мнению кубинского лидера, США и НАТО для обеспечения своих геостратегических интересов и доступа к нефти распространяют глобальную военную угрозу. Они агрессивно вмешиваются в дела стран третьего мира для грабежа их ресурсов, навязывают ООН двойные стандарты и обманывают мировое сообщество благодаря монополии на средства массовой информации.

Р.Кастро отметил, что Куба активно сотрудничает со 101 развивающейся страной, оказывая многим посильную помощь, и выразил солидарность с леворадикальными правительствами региона. Высокую оценку получили интеграционные процессы в рамках Боливарианского альянса для Америк (ALBA), Союза южноамериканских наций (UNASUR) и создаваемого в противовес ОАГ Сообщества латиноамериканских и карибских государств (CELAC).

Традиционно резкой критике подверглась антикубинская политика США, которые обвиняются не только в экономической, торговой и финансовой блокаде острова, но и в государственном терроризме, стремлении вызвать нестабильность и вмешиваться во внутренние дела. Одновременно кубинский руководитель в очередной раз выразил готовность к диалогу и нормализации отношений с северным соседом на условиях взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела. В глобальном масштабе Куба выступает за соблюдение принципов международного права, поддерживает принцип суверенного равенства государств и право народов на самоопределение, отвергает использование силы, агрессию, завоевательные войны, грабеж природных ресурсов и эксплуатацию человека человеком.

В нынешней международной ситуации остаются в силе доктрина всенародной войны, укрепление обороноспособности страны и модернизация вооруженных сил. Учитывая недоступные цены на вооружение на мировой рынке, Куба опирается на имеющиеся собственные ресурсы, при этом ей удалось не только сохранить уровень обороноспособности, но и добиться модернизации вооружения.

В выступлении Р.Кастро была затронута и продолжающаяся во всём мире кампания по защите прав человека на Кубе. В докладе отмечается, что Куба является одной из самых безопасных и спокойных стран, где нет наркобизнеса и организованной преступности, не используется детский труд, нет нищих, не подавляются выступления трудящихся и не применяются пытки. Досрочное освобождение политических заключённых, которые, по мнению кубинского руководства, находятся на службе иностранной державы и организовали контрреволюционный заговор в трудные для страны времена, рассматривается как суверенное решение кубинского правительства, при этом даётся высокая оценка позиции руководства католической церкви и бывшего министра иностранных дел Испании М.А. Моратиноса. В целом международная кампания, направленная на соблюдение прав человека на острове, является безосновательной и рассматривается как стремление США и ЕС добиться безоговорочного поражения Кубы и немедленного демонтажа социалистического строя.

В то время как предлагаемые экономические и социальные реформы были известны заранее, наибольшую интригу представляли возможные кадровые изменения. Вопреки ожиданиям, Фидель Кастро не занял никаких официальных постов и не вошёл в состав нового политбюро и Центрального комитета. Символическое появление лидера революции на закрытии съезда фактически означало его прощание с политической деятельностью. Тем не менее, Ф. Кастро пользуется высоким авторитетом в партии и сможет и впредь оказывать влияние на проводимую политику. Как и ожидалось, председатель Госсовета и Совета министров Р. Кастро одновременно занял и пост первого секретаря партии. Другие кадровые изменения показали заметное усиление его позиций и повысили и без того крайне высокую концентрацию власти. Вторым секретарём стал Хосе Рамон Мачадо Вентура, занимающий второе место в табели о рангах в правительственных и государственных структурах и представляющий ортодоксальное крыло компартии. Численность политбюро сокращена с 24 до 15 человек, 12 из них находились и в его прежнем составе и представлены главным образом активными участниками Кубинской революции и генералитетом. Среди новых лиц — заместитель председателя Совета министров и руководитель Постоянной комиссии по реализации социальной и экономической политики Марино Мурильо Хорхе, только что назначенный министр экономики и планирования Адель Искьердо Родригес и первый секретарь столичного отделения компартии Мерседес Лопес Асеа. На М. Мурильо и А. Искьердо фактически возлагается ответственность за практическое осуществление намеченных реформ, по всей вероятности, удельный вес этих деятелей в кубинской политике будет возрастать. Включение в состав политбюро М. Лопес объясняется важностью партийной организации столицы в деятельности партии и развитии экономики страны.

Численность Центрального комитета сократилась со 150 до 115 чел., его состав обновился наполовину, заметно увеличился удельный вес женщин (с 13,3 до 41,7%), негров и мулатов (с 21 до 31,3%). В состав ЦК включено 27 генералов (в том числе три исторических команданте — Р.Кастро, Р. Вальдес и Г.Гарсиа). Членами ЦК стали и два зятя Рауля Кастро.

Таким образом, объявленного разделения партийных и государственных функций не произошло, все ключевые партийные посты заняли представители высшей государственной иерархии. Бросается в глаза и резкое усиление позиций вооружённых сил в руководстве страны, представители которых составляют большинство членов политбюро и почти четверть ЦК. Примечательно, что основные направления экономического и социального развития страны также принимались съездом партии, а не высшими государственными органами.

Несмотря на декларативные призывы к обновлению кадров за счет «детей и внуков революции», молодёжь представлена крайне слабо. Самому Р. Кастро в этом году исполняется 80 лет, второй секретарь компартии Х.Р.Мачадо Вентура старше его на год. Средний возраст членов политбюро составляет 69 лет, только трое из 15 моложе 65 лет. Очевидно, что нынешнее руководство пока не готово к передаче власти молодому поколению, хотя именно молодёжь была основной движущей силой Кубинской революции: Фидель Кастро пришёл к власти в 32 года, Рауль — в 27 и Э. Че Гевара в 31 год.

Объясняя причины сложившейся ситуации, Р. Кастро отметил, что продвижение молодёжи на высокие должности не всегда было удачным, в настоящее время нет необходимого резерва зрелых кадров, обладающих опытом, чтобы занять ответственные посты в партийных, правительственных и государственных структурах.

Важным изменением представляется решение об ограничении возможности занимать высшие посты максимум два срока продолжительностью по пять лет. (Это решение касается последующих поколений, поскольку нынешние лидеры руководят страной более полувека и не смогут находиться у власти более 10 лет по биологическим причинам).

Церемония закрытия также подчёркивала преобладание преемственности над переменами: съезд завершился исполнением «Интернационала», в президиуме Фидель Кастро поднимал руку избранного на его пост Рауля в окружении членов политбюро, 60% из которых составляли исторические лидеры и военные. По мнению зарубежной печати, партийный форум напоминал спектакль, в котором все исполнители хорошо знают сценарий и великолепно играют требуемые роли, все предлагаемые изменения принимались единогласно и не подвергались какой-либо критике, которая отражала бы реальное положение вещей.

Поскольку съезд сосредоточил свои усилия на обсуждении основных направлений социальной и экономической политики, новая роль компартии будет обсуждаться 28 января 2012 г. на её Национальной конференции, которая «должна изменить все, что нужно изменить». Предполагается, что созываемая впервые конференция внесёт изменения в стиль и методы партийной работы, закрепит руководящую роль партии как организованного авангарда Кубинской революции и высшей руководящей силы государства и общества, обсудит кадровую политику и определит временные полномочия партийных органов на всех уровнях. Партия, по мнению её руководства, должна укрепить внутреннюю демократию, покончить с догматизмом, застоем, бюрократизмом, импровизацией, формализмом, оппортунизмом и фальшивым единодушием, пересмотреть систему отношений с Союзом коммунистической молодёжи и другими массовыми организациями, преодолеть предрассудки по отношению к негосударственному сектору экономики. Будут внесены необходимые изменения в устав и другие нормативные элементы. Р. Кастро подтвердил, что видит смысл своей жизни в защите, сохранении и развитии завоеваний социализма и ни при каких условиях не допустит возвращения капиталистического строя.

Пока трудно дать однозначную оценку предпринимаемым на Кубе реформам. С одной стороны, курс на создание смешанной, децентрализованной, планируемой с учётом рыночных тенденций экономики может способствовать ускорению позитивных изменений. С другой стороны, очевидно, что лица, руководившие страной более полувека, вряд ли смогут пойти на более радикальные перемены. Некорректно сравнивать поправки в кубинской социально-экономической модели с советской перестройкой, которая наряду с экономическими изменениями включала политическую либерализацию и гласность. Историческая элита сохраняет все ключевые посты, какие-либо альтернативные проекты или глубокие реформы оказались вне поля зрения. Экономические реформы на Кубе носят крайне ограниченный характер по сравнению с преобразованиями в Китае и Вьетнаме, где, при сохранении политического режима и руководящей роли компартии, сняты основные ограничения на деятельность частного сектора, что активизировало экономический рост и существенно улучшило социальную ситуацию.

Похожие публикации


Комментариев пока нет.

Ваш отзыв

Деление на параграфы происходит автоматически, адрес электронной почты никогда не будет опубликован, допустимый HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*

*